Австрия со всех сторон

«Фрейд» как новый «Шерлок»

Просмотров: 174

сериал Фрейд, Netflix
Детективный триллер, одним из главных героев которого стал Зигмунд Фрейд, недавно участвовал в программе Берлинале, а теперь доступен на стриминге. На что же похожи приключения молодого психиатра в мрачной Вене 1886-го?

О чем это
В 1886 году в Вене происходит серия убийств. Сначала жертвами становятся проститутки, затем дети, потом приходит черед аристократов. Полиция сбивается с ног в поисках неуловимого маньяка, пока лысый ветеран с колоритными усами, Альфред Кисс (Георг Фридрих), не натыкается на молодого психиатра Зигмунда Фрейда (Роберт Финстер). Будущий отец психоанализа пока что никому толком не известен, а вечера коротает на званых ужинах венского высшего общества. Там Фрейд знакомится с ясновидящей Флёр (Элла Рамф). Она, кажется, имеет какое-то отношение к происходящему – может предсказать, где произойдет следующее убийство, и дать психологический портрет чуть ли не любого встречного. Трое героев объединяют свои усилия и пытаются найти злоумышленников, в совершенстве владеющих излюбленным фрейдовским методом – гипнозом.

Кто снял «Фрейда»
Стильную историческую фантазию выпускает Netflix, но сделан «Фрейд» в копродукции с австрийским телевидением (сперва сериал показали на австрийском канале ORF). В первую очередь за проект отвечает Марвин Крен, автор закрученного криминального боевика «4 квартала» (сериал получил несколько статуэток Grimme-Preis, немецкого телеаналога «Оскара») и режиссер нескольких зомби-хорроров («Осажденные мертвецами», «Кровавый ледник»). Среди других режиссеров «Фрейда» – Бенджамин Хесслер (давний соавтор Крена) и Стефан Бруннер (сценарист обновленного «Комиссара Рекса»). А снимали «Фрейда» в Чехии; в современной Вене после реновации не осталось почти ничего аутентичного, поэтому Марвин Крен сделал выбор в пользу Праги.

Как все это соотносится с реальной биографией Зигмунда Фрейда

Фрейд сериал, Австрия Сериал явно не стремился быть байопиком. «Фрейд» лишь заимствует некоторые факты из реальной жизни главного героя: в 1886 году ученый только вернулся из Парижа, где проходил стажировку у Жан-Мартена Шарко, тогдашней звезды психиатрии; от него Фрейд унаследовал особый интерес к истерии – самому распространенному в то время душевному заболеванию – и активное использование гипноза в терапевтической практике. Австрийские ученые считают его шарлатаном и фантазером, а вот к кокаину молодой Зигмунд уже успел пристраститься. Новомодное «лекарство» еще не было признано наркотиком, а служило панацеей от всех болезней.
Сериал все эти нюансы передает. Уже в первом эпизоде Фрейд довольствуется скромной зарплатой и пишет жалостливые письма будущей жене Марте (все плохо, денег нет, признания – тоже), угощает кокаином домработницу и проводит сенсационный сеанс гипноза на глазах у коллег (подставная пациентка вместо отыгрывания роли случайно оказывается действительно загипнотизированной). А дальше начинается причудливый полет фантазии сценаристов, сделавших Зигмунда Фрейда детективом-любителем, который попал в самый центр антиправительственного заговора. Поэтому если вас интересуют точные детали жизни отца психоанализа, то лучше обратиться к более биографическим фильмам вроде «Опасного метода» Дэвида Кроненберга или «Фрейд: Тайная страсть» Джона Хьюстона. А если вы любите Артура Конана Дойла, это ваш сериал.

«Фрейд» – это новый «Шерлок»
Заставить медика или психолога заняться расследованиями преступлений – беспроигрышный ход. Похожим образом работают «Доктор Хаус» (постановка диагноза по накалу страстей не уступает сюжетам А. Конана Дойла) и даже недавний российский «Метод». Создатели австрийского сериала пошли тем же проторенным путем. Любопытная смесь психоаналитических концептов и викторианского детектива превращает сериал в достойного конкурента британскому «Шерлоку». Зигмунд Фрейд использует свои аналитические способности не хуже заносчивого сыщика в модном пальто и наделен схожими повадками «высокоактивного социопата». Тут даже есть сюжетный твист-оммаж: третий эпизод заканчивается тем, что главный герой буквально выходит в окно.
Восходящая австрийская звезда Роберт Финстер даже может дать фору Бенедикту Камбербэтчу благодаря густой и ухоженной бороде; психиатр-кокаинист в его исполнении словно только что вышел из модного барбершопа.

А еще это мрачный хоррор о коллективной травме
Впрочем, сериал работает не только как закрученный детектив, но и как социальный хоррор, следуя за немецким киноэкспрессионизмом, у которого «Фрейд» частично заимствует поэтику: в некоторых сценах героям видится перемазанное яркой кровью инфернальное существо, а кошмары и галлюцинации персонажей имеют не менее важное значение, чем сухие умозаключения сыщиков.
Еще один герой «Фрейда» – сырая и неуютная Вена, по которой бродят бывшие военные с ПТСР, а в подпольных барах заседают националисты. К концу XIX века Австро-Венгрия пережила несколько военных поражений, а народы империи стали требовать автономию (особенно венгры, не случайно ставшие одними из героев сериала). Поэтому в воздухе витает ощущение грядущих катаклизмов: вскоре империя распадется, а позже Австрия вольется в состав нацистской Германии. На этом фоне происходящие в сериале ужасы (в канализации прячут и истязают похищенных детей, знаменитый оперный певец устраивает каннибальское пиршество, а загипнотизированные военнослужащие пытаются совершить самоубийство) кажутся вполне естественными.

Марат Шабаев
https://bb.lv/

Оставьте свой комментарий к статье
  • Регистрация
  • Авторизация

Создайте новый аккаунт

Быстрый вход через социальные сети

Войти в аккаунт

Быстрый вход через социальные сети