Австрия со всех сторон

Прикосновение к истории

Просмотров: 41

Прошло совсем немного времени, и над первым этажом вырос второй, за ним третий, четвертый… Дом постепенно преображался. Его внутреннее убранство поражало посетителей роскошью. В здании имелись два огромных зала и зимний сад. В соответствии с духом времени хозяин дома устраивал для венской аристократии шумные балы. История умалчивает, промотался он наконец благодаря этим балам или нет, но далее архивные документы свидетельствуют о том, что нижние помещения были переданы в аренду баронессе Мари Вечере.
Эта дамочка прославилась любовной связью с отпрыском императорского двора – единственным наследным кронпринцем Рудольфом. На свидания с кронпринцем баронесса бегала в расположеннный рядом с домом Маргулиса монастырь.
Неизвестно, как еще долго пришлось бы баронессе курсировать между опочивальнями в доме Маргулиса и монастырем, если бы 30 января 1889 года в спальне охотничьего дворца в местечке Майерлинг 30-летний кронпринц не застрелил свою 17-летнюю возлюбленную, а затем и сам не покончил жизнь самоубийством.
Этой трагедии императорского дома было посвящено бесчисленное количество публикаций, однако, ясности до сих пор в событиях того давнего времени не существует. Самоубийство, а это определенно было самоубийство, явилось результатом стечения негативных факторов. С материнской стороны Рудольф отличался неблагополучной наследственностью. Обладая лабильной психикой, кронпринц увлекался алкоголем, наркотиками и в дополнение ко всему, по свидетельству историков, был еще и венериком.
В императорском доме он слыл бунтарем, не принимая стиль правления страной дряхлеющего отца. Его стремления заявить о себе в политике всячески подавлялись. Тем не менее, он вмешивался в дела монархии порой открыто, а иногда в печатных выступлениях под журналистским псевдонимом. Рудольф выступал против союза Австрии с Германским Рейхом и носился с идеей, нашедшей отклик у части венгерского дворянства, взойти на венгерский королевский престол. Имеются свидетельства, что австрийский император Франц Иосиф потребовал от сына объяснения в связи с готовящимся заговором. Полагают, что загнанный в тупик политическими и личными проблемами, Рудольф решился на этот отчаянный шаг. Баронесса Вечера, молодая экзальтированная особа, согласившаяся быть его спутницей на тот свет, облегчила Рудольфу принятие этого решения, осуществленного, очевидно, в паническом состоянии близком к аффекту. До этого в полицейском протоколе было зафиксировано признание другой его возлюбленной, некоей девицы Мицци Каспар, которой кронпринц также предлагал сопровождать его на пути в мир иной. Однако стражи порядка не решились доложить об этом дознании императорскому двору, поскольку уж слишком неправдоподобно звучала эта история.
Когда все-таки несчастье случилось, полиция приложила все усилия к тому, чтобы скрыть подлинные факты от общественности, и предложила версию кончины кронпринца от сердечного приступа. Однако немецкая пресса докопалась до сути произошедшего. Тем не менее, истина по-прежнему находится за семью печатями, поскольку на некоторые документы наложен секвестр, а тело кронпринца до сих пор не подвергалось вскрытию.
После ухода из жизни кронпринца Рудольфа престолонаследником был провозглашен, как известно, Франц Фердинанд, убитый в 1914 году в Сараево, что послужило сигналом к началу Первой мировой войны.
В отсутствие ответственной квартиросъемщицы, убиенной баронессы, в промежуток между двумя мировыми войнами с домом ничего особенного не происходило до печально известного аншлюса Австрии к Германии в 1938 году. Тогда здание наряду с прочей еврейской недвижимостью было ариизировано, то есть конфисковано в пользу профашистски настроенных австрийцев.
По окончании войны здание вернули потомкам Маргулиса, эмигрировавшим в США. В свою очередь владельцы дома на Техникерштрассе, 5 продали его в 1956 году советским властям, превратившим здание в жилой дом торгпредства Российской Федерации.
До капитального ремонта здания, разделившего его на небольшие квартиры, мне удалось еще лицезреть куски замечательной потолочной росписи, закрытой сейчас фальшпотолками.
Такова невеселая эпопея этого дома – зеркала новейшей истории Австрии, с которой волею судеб удалось соприкоснуться и мне, поскольку ваш покорный слуга арендует ныне одну из квартир этого дома.
Порой, особенно сырыми, промозглыми вечерами, когда окна моей угловой квартиры угрожающе хлопают под обрушивающимися на них порывами штормового ветра, кажется, что в доме оживают призраки, напоминающие о тленности всего живого и вечности бытия.
Владимир Медведев

Оставьте свой комментарий к статье
  • Регистрация
  • Авторизация

Создайте новый аккаунт

Быстрый вход через социальные сети

Войти в аккаунт

Быстрый вход через социальные сети