Австрия со всех сторон

«Австрийская Мона Лиза»

Просмотров: 879

 Густав Климт, картина Золотая Адель

Эта история, в которой есть любовь и ненависть, измена и месть, погоня и жертвоприношение. Морали в ней нет. Да и какая может быть мораль в истории, в которой замешаны гений Густав Климт, роковая женщина Адель Блох-Бауэр, картина стоимостью 135 млн долларов, Адольф Гитлер, Джордж Буш-младший, правительство США и народ Австрии?

Наверное, вы уже догадались, что речь идет о картине Густава Климта «Портрет Адели Блох-Бауэр», или «Золотой Адели». Еще это полотно называют «австрийской Моной Лизой».

Часть I.

А начиналась история так. 1904 год. Фердинанд Блох-Бауэр шел по мощеному тротуару, насвистывая веселую мелодию, помахивая тростью, иногда останавливаясь и вежливо кланяясь встречным господам.
Он уже все для себя решил. Сначала, конечно, он хотел ее убить, но в еврейских семьях не принято убивать жен за измену. Развестись он тоже не мог – в еврейских семьях не принято разводиться. Особенно в таких, как у него и его жены Адели, – в элитных семьях австрийской еврейской диаспоры. В таких семьях брачные союзы заключаются навечно. Деньги должны идти к деньгам, капитал – к капиталу. Этот брак был одобрен родителями с обеих сторон. Отец Адели, Мориц Бауэр, крупный банкир, председатель Ассоциации австрийских банкиров, долго искал достойных женихов для своих дочерей и выбрал братьев Фердинанда и Густава Блохов, которые занимались сахарным производством и имели несколько предприятий, чьи акции непрерывно росли. На свадьбе пировала вся Вена, а после слияния капиталов обе семьи стали именоваться Блох-Бауэрами. И теперь крупнейший сахарозаводчик в Европе Фердинанд Блох-Бауэр шел по мостовой и чувствовал, как на его голове, под роскошным атласным цилиндром, растут ветвистые рога. Только ленивый не обсуждал бурный роман его жены Адели с художником Густавом Климтом. Несколько дней он не находил себе места, пока не придумал план мести.
Пусть он не был таким образованным и начитанным, как Адель, но он тоже кое-что знал. Например, что древние индейцы, чтобы разлучить влюбленных, приковывали их цепями друг к другу и держали вместе, пока те не начинали ненавидеть друг друга так же сильно, как недавно любили.

Адель Блох-Бауэр

Эта идея пришла Фердинанду во сне. Он закажет ему (Климту) портрет Адели! И пусть Климт сделает 100 эскизов, пока его не станет выворачивать от нее. Он не продержится долго, ему надо менять натурщиц, любовниц, наложниц, окружающих его женщин, иначе он задыхается. Не даром ему приписывают четырнадцать внебрачных детей. Пусть пишет этот портрет несколько лет! И пусть Адель видит, как чувства Климта угасают. Пусть поймет, на кого она его, Фердинанда Блох-Бауэра, променяла! И расстаться они не смогут. Контракт – дело серьезное. А в контракте – штраф за неустойку, превышающий сумму контракта в десятки раз. Фердинанд сможет легко разорить Климта.
Ему приснилось, что его сахарная империя развалилась на маленькие кусочки сахара и крошечные человечки растащили всё по своим маленьким норкам, а у него остался только портрет его жены Адели. Фердинанд решил заказать Климту изображение супруги и назвать картину «Портрет Адели Блох-Бауэр», таким образом увековечив свою фамилию.
Обласканный властями Густав Климт был очень модным и востребованным художником, а его картины считались хорошим вложением капитала, и Фердинанд это отлично понимал. За несколько последних лет Густав и его брат объездили всю страну, оформляя то павильон минеральных вод в Карлсбаде, то столичный Бургтеатр, то виллу императрицы Сисси. В двадцать шесть лет Климт получил золотой орден «За заслуги», в двадцать восемь – императорскую премию.

Густав Климт, Австрийский художник

Поэтому Фердинанд очень тщательно готовил контракт с Климтом, этим вопросом занимались его лучшие юристы. И теперь было важно, чтобы Густав подписал бумаги.
Когда Фердинанд пришел домой, Адель возлежала на кушетке в гостиной и курила, как обычно, сигариллу в мундштуке. Она любила яблочный табак. Ее тонкий, гибкий стан напоминал пантеру на отдыхе, так грациозна она была. Тонкие черты лица и темные волосы были хороши, хотя и выдавали в ней явное еврейское происхождение. Адель привыкла к счастливому «ничегонеделанию». Она выросла в очень богатой семье, окруженная армией прислуги. В те времена девушкам почему-то нельзя было обучаться в университете, но родители Адели дали ей хорошее домашнее образование. Она была дамой весьма романтичной, читала классику на четырех языках и удивительным образом сочетала в себе болезненную воздушную хрупкость с горделивой спесью миллионерши. В замужестве Адель развлекала себя содержанием модного салона, где собирались поэты, художники и весь цвет светского общества Вены. Там они с Густавом и познакомились.
Пройдя в гостиную, Фердинанд предложил жене переодеться, поскольку он пригласил Климта на обед. При упоминании о Густаве Адель вспыхнула, и это не укрылось от глаз мужа. Климт прибыл без опоздания, на всякий случай захватив с собой раму для картины. Он всегда начинал с рамы. Его брат изготавливал красивую раму, а Климт вписывал туда свой шедевр. Обед прошел спокойно, не считая того, что Густав и Адель упорно не хотели смотреть друг на друга. Фердинанд же, напротив, был весел и непрерывно шутил.
После обеда все трое собрались в гостиной. И между ними состоялся примерно такой разговор.

Эскизы к портрету Адели Блох-Бауэр

Фердинанд (официально): Господин Климт! Вы, вероятно, уже догадались, что я пригласил Вас, чтобы сделать заказ, и потому захватили с собой подрамник? Я бы хотел заказать Вам необычный портрет моей жены Адели.
Климт: Чем же он должен быть необычен?
Фердинанд: Тем, что должен просуществовать минимум несколько веков!
Климт (заинтересованно): Интересно, интересно… несколько веков. Не знаю. Мне интересно изображать важнейшие этапы жизни человека: Зачатие, Беременность, Рождение, Юность, Полдень Жизни, Старость…
Фердинанд: Но Библию написали люди, «Сикстинскую Мадонну» нарисовал человек, и эти произведения живут в веках! Вот и Вы сделайте портрет моей жены как Мадонны Австро-Венгерской империи, и пусть эта картина живет в веках!
Климт: Вы ставите передо мной очень трудную задачу!
Фердинанд: А мы никуда не торопимся. Я заплачу Вам хороший аванс, чтобы Вы не думали о деньгах.
Климт: Подобная картина может потребовать и дополнительных затрат.
Фердинанд: Например?
Климт: Например, платье я хотел бы отделать золотыми пластинами…
Фердинанд: Если Вы собираетесь отделать платье моей жены золотом и привлечь внимание к нижней части картины, то я куплю колье в надежде привлечь внимание к верхней части портрета.
Адель (иронично): Вот вы уже всю меня и поделили. Мне остается только «сложить руки на груди», чтобы привлечь внимание к средней части картины.
Фердинанд: Мне бы хотелось, чтобы портрет моей жены не содержал обнаженных мест, как Ваш портрет Юдифи.
Климт: Разумеется. Я сделаю эскиз и только после Вашего одобрения приступлю к основной работе.
Увидев сумму контракта, Густав Климт подписал его, даже не читая. Он, конечно, подозревал, что он – гениальный художник, но цена, которую предложил ему Фердинанд, его просто ошеломила.
Климт написал к этому портрету около ста эскизов. И закончил работу над ним за четыре года.

Фотография Адель Блох-Бауэр

Фердинанд был доволен. Картина была завершена (а ведь многие работы художника так и остались незаконченными) и полностью отвечала его замыслу. Они с женой повесили ее в гостиной своего венского дома.
Очевидно, что отношения Густава и Адели плавно угасли. Через некоторое время после начала работы над картиной портретируемая заболела и художнику пришлось делать затяжные перерывы при выполнении заказа.
Адель болела и при этом много курила, чаще всего проводя целый день в постели. Бог так и не дал им с Фердинандом детей. Она пыталась родить три раза, и каждый раз дети умирали. Всю свою нерастраченную материнскую любовь Адель перенесла на детей сестры, особо выделяя свою племянницу Марию Блох-Бауэр. Мария часто приходила посидеть с больной тетей, они обсуждали последние веяния моды и фасоны платьев для первого бала девушки. А также картины художника Климта, которых в доме Адели и Фердинанда набралось уже более десяти штук.
Фердинанд посвящал все время работе в своей сахарной империи. Он так и не сказал Адели, что знал об ее отношениях с Густавом.
Время шло, приближалась Первая мировая война. «Золотой период» в жизни Климта кончился, уступив место удручающим картинам с изображением смерти и конца света. Художник очень тяжело переносил события, происходившие в мире. Война повлияла на него губительно. И в 1918 году в возрасте 52 лет Климт внезапно умер от удара в своей мастерской, на руках у своей извечной спутницы Эмилии Флёгэ.
Адель пережила его на семь лет и умерла в 1925 году, тихо угаснув после менингита. Перед смертью она попросила Фердинанда завещать три картины, в том числе и «Портрет Адели Блох-Бауэр», музею в венском дворце Бельведер.
Фердинанд жил один. Жизнь его становилась все тяжелее и тяжелее, поскольку Австрия вошла в состав Германии в 1938 году и нацисты начали охоту на австрийских евреев. В этом же году Фердинанду удалось бежать в Швейцарию, бросив все свое имущество на попечение семьи брата.
Картина оставалась в гостиной. Близилась Вторая мировая война.

Продолжение в след. номере.

По материалам www.izuminki.com

Оставьте свой комментарий к статье
  • Регистрация
  • Авторизация

Создайте новый аккаунт

Быстрый вход через социальные сети

Войти в аккаунт

Быстрый вход через социальные сети