Австрия со всех сторон

ТУРКА, ДЖЕЗВА ИЛИ ИРВИК ПОЛЯК, УКРАИНЕЦ ИЛИ АРМЯНЕ

Просмотров: 122

 кофе по-венски, Австрия

Кульчицкий Юрий, кофейня

Помните замечательный фильм «Москва слезам не верит» и одного из его героев – слесаря из НИИ Георгия Ивановича, он же Гоша, он же Жора? Этот персонаж пришел мне на ум, когда я прочитала присланную в редакцию статью украинского журналиста о том, как уроженцу села Кульчицы Юрию Кульчицкому во Львове установили памятник за то, что он более трех веков тому назад основал в Вене кофейную традицию.

О том, что звали этого человека Georg Franz Kolschitzky (по-польски Jerzy Franciszek Kulczycki) и был он поляком по происхождению, в этой статье умалчивается. Кстати, о тенденции: в другом материале читаем, что корни НЕДАВНО ИЗБРАННОГО ПРЕЗИДЕНТА АВСТРИИ ВАН ДЕР БЕЛЛЕНА ИМЕЮТ ОТНОШЕНИЕ К ПОЛТАВСКОЙ ОБЛАСТИ, а вовсе не ко Псковской, где родился его отец.

Больше не отвлекаемся и сначала вспомним о том, как кофе пришел в Европу.

Европа узнала об этом напитке от итальянского врача и ботаника Просперо д‘Альпино. По возвращении из путешествия в Египет, где он сопровождал посла из Венеции, в 1592 году д‘Альпино впервые описал «арабское лекарство» – кофе. Спустя 20 или 40 (по разным источникам) лет в Венеции открылась первая в Европе кофейная лавка. Конечно, позволить себе посещать ее могли только богатые и знатные люди.

Один из послов Папы Римского Климента VIII, долгое время проживший в Турции и Персии, примерно в 1626 году сварил первую чашку кофе для своего патрона. Ароматный напиток так понравился Папе, что его дальнейшее распространение по Италии не знало преград. С триумфом кофе шагнул и за пределы страны. Мгновенно его признали в Германии, Польше, Голландии и Франции. В 1672 году первую кофейню в Париже открыл сицилиец Франческо Прокоппио. Она располагалась прямо напротив театра «Комеди Франсез» и стала центром богемной жизни французской столицы.

Европейцы заполучили себе кофейные деревья лишь столетие спустя после того, как впервые попробовали кофе. В 1690 году группе голландских моряков удалось увезти с собой несколько растений из Йеменского порта Мокка. Голландцы распространили кофейный промысел по миру. Через несколько лет первые плантации появились на Яве и Суматре, а затем возникли и на территории Центральной и Южной Америки. По сей день Бразилия снабжает этим ароматным напитком весь мир.

Существовала в Италии и кофейня, в которую разрешалось приходить женщинам. Можно сказать, что «Кафе делла Венеция Триофанте» было первым женским клубом. Говорят, что это заведение любил посещать Казанова.

Правда, не всегда дамы с пониманием относились к употреблению кофе. Например, в 1674 году лондонские кофейни приобрели такую безумную популярность, что женщины, которым доступ туда был закрыт, выпустили петицию против употребления мужьями кофе с просьбой закрыть кофейни, поскольку их мужья просиживают там целыми днями, забывая о своих супружеских обязанностях. «Почему наши мужья растрачивают свое время, обжигают свои внутренности и проматывают деньги – и всего-то ради глотка дурной, темной, густой, горькой, отвратительной бурды?»

Мужчины, в свою очередь, выступили в защиту напитка, утверждая, что кофе, напротив, положительно влияет на их организм, «прибавляет им сил», а вот у их жен – скверные характеры и злые языки.

До России мода на кофе дошла в 1696 году, когда побывавший в Голландии Петр I издал указ продавать его на ассамблеях.

Вместе с ароматным напитком в жизни европейцев появилась и новая посуда: турка, она же джезва и ирвик, кофейник, маленькие кофейные чашечки.

Вернемся к Кульчицкому. В молодости он примкнул к запорожским казакам и во время одного из походов попал в плен к туркам. Ему, свободно владеющему немецким, венгерским, румынским и польским языками, не составило труда выучить и турецкий язык. Когда Кульчицкий был выкуплен из турецкого плена сербскими купцами, его пригласили на работу переводчиком в белградский филиал австрийской торговой компании Orientalische Handelskompanie. Накопив некоторые средства, в 1678 году он открыл в Вене собственную торговую компанию.

В июле 1683 года Вену осадила турецкая армия под командованием великого визиря Кара-Мустафы. Город защищали 16 тысяч солдат под предводительством графа Рюдигера Штаремберга. В осажденной Вене начались голод и эпидемии, и городские власти уже были готовы сдать ее туркам. В этой ситуации Кульчицкий предложил свои услуги, чтобы выбраться за подмогой. Штаремберг решил отправить его с письмами к императору Леопольду I и герцогу Лотарингии Карлу V. 13 августа Кульчицкий вместе со слугой, нарядившись в турецкие одежды и распевая национальные песни, пошли через позиции турок. Там их остановил турецкий офицер, поинтересовавшись, кто они и откуда. На это Кульчицкий ответил, что он купец, который поставляет провиант для армии султана. Благополучно миновав охрану, Кульчицкий и Михайлович едва не погибли в одном из придунайских сел, где местное население приняло их за настоящих турок. Миссия была успешно завершена, а письмо с обещаниями военной помощи в осажденную Вену доставлено Карлу V, после чего городские власти отменили решение о сдаче города.

12 сентября 1683 произошла Венская битва, в результате которой польско-австро-германские войска под командованием короля Речи Посполитой Яна III Собеского нанесли сокрушительное поражение турецкой армии. После этой победы в ознаменование заслуг Кульчицкого городской совет Вены наградил его крупной сумой денег, подарил дом в районе Леопольдштадт и освободил его компанию от налогов на 20 лет. А 10 января 1684 года Кульчицкий был назначен личным переводчиком австрийского императора с турецкого языка и получил должность «цесарского придворного курьера» в Турции. Кроме того, ему предоставили право самостоятельно взять себе в награду часть захваченного трофейного имущества, и он выбрал 300 мешков кофе, начав приобщение венцев к этому напитку. Поначалу Кульчицкий разносил кофе по улицам города в кувшинчиках на подносе, но этот напиток ненавистных венцам турок поначалу не пользовался спросом. Тогда Кульчицкий стал подслащивать кофе медом, добавлять туда молоко и сахар, откуда и пошел рецепт знаменитого «кофе по-венски». Кроме того, ему приписывают создание круассанов – рогаликов в виде «турецкого полумесяца».

Существует легенда, в которой сомневаются современные историки, что в 1686 году в подаренном ему доме Кульчицкий открыл первую в Вене (и третью по счету в Европе) кофейню под названием «Дом под голубой бутылкой» («Hof zur Blauen Flasche»). В ней хозяин, одетый в турецкие одежды, сам обслуживал посетителей. Вслед за ним кофейни в Вене начали открывать другие предприниматели, а сам Кульчицкий возглавил венский цех продавцов кофе. Его портрет долгое время висел на главенствующем месте в здании, где венские хозяева кофеен собирались для решения своих цеховых проблем. Кроме того, на их специальном штандарте была изображена сцена передачи императором Леопольдом I организатору «кофейного движения» привилегии – лицензии на открытие первой кофейни.

А вот что пишет историк Жан де Кар: «Во всей этой истории есть несколько неправдоподобностей. Похоже, что два армянина-иммигранта, которых звали Йоханнес Диодато (наст. имя – Ованес Аствацатур) и Исаак де Лука (наст. имя – Саак Гукасян), познакомили Вену с кофе еще до осады: с 1665 года, то есть с года обмена послами между Веной и Стамбулом, венская аристократия уже имела моду на кофе».

Жалко, что мы не опубликовали эту статью в октябрьском номере, ведь 1 октября в Вене празднуется Международный день кофе. Вокруг этой даты ведутся споры в мире, и в некоторых источниках указывается 17 апреля. Кроме того, во многих странах есть свой Национальный день кофе.

Кира Лесникова

По материалам открытых источников

Оставьте свой комментарий к статье
  • Регистрация
  • Авторизация

Создайте новый аккаунт

Быстрый вход через социальные сети

Войти в аккаунт

Быстрый вход через социальные сети