Австрия со всех сторон

Знаменитая работа австрийского умельца

Просмотров: 44

В Петербургском Эрмитаже есть уникальный экспонат, созданный руками австрийского механика Иоганна Георга Штрассера. Это напольные часы, сделанные австрийским мастером по заказу императора Павла I. Они выполнены в виде храма высотой около четырех метров в корпусе из красного дерева, который служит оболочкой для точных астрономических часов и сложнейшего музыкального механизма. Внутри находится механический орган, который воспроизводит мелодии в исполнении двух аккомпанирующих друг другу оркестров. Это самый большой в России и один из самых больших в мире часовых механизмов с органом.

Это необычный во всех отношениях экспонат: и прекрасное произведение декоративно-прикладного искусства, и уникальный памятник технической мысли, а кроме того — это музыкальный инструмент, внутри которого запечатлены произведения XVIII века в авторской аранжировке, зачастую неизвестной современным музыкантам.
В рамках подготовки Эрмитажа к 250-летнему юбилею начались работы по реставрации этого необыкновенного объекта, известного как Механический оркестр. Планируется, что реставрационные работы будут закончены в 2014 году.
В часах расположены 14 съемных деревянных валиков с музыкальными произведениями известных композиторов XVIII века, каждая из мелодий длится восемь минут. В настоящее время реставраторы считывают и оцифровывают музыку с валиков, это позволит разобрать и подправить звучание, чтобы в дальнейшем можно было избежать искажений, которые происходят со временем. Механический оркестр поможет услышать классические произведения именно такими, какими  их задумывали и играли 200 лет назад.Среди произведений — известные композиции Моцарта и Гайдна. Мастера не исключают, что после расшифровки будут сюрпризы. На одном из валиков записано произведение австрийского композитора Антона Эберля, которое было создано им специально для Штрассера, и реставраторам еще предстоит расшифровать эту неизвестную мелодию. Как считают специалисты, некое музыкальное сочинение также специально для Штрассера было создано Гайдном. По ряду сведений, всего валиков в Механическом оркестре могло быть 15, и, вероятно, мастер не успел поместить в механизм сочинение композитора, но эту загадку также предстоит решить реставраторам.
Предполагается, что в ходе реставрационных работ будет восстановлен корпус часов, деревянные детали музыкального механизма и меха органа, также будет воссоздана подставка из красного дерева. Сейчас “внутренности” Больших часов разобраны на детали, а с деревянных валиков начали считывать музыку и заносить ее в компьютер. Основная сложность реставрационных работ заключается в их разноплановости, поэтому вести их будут сразу несколько групп специалистов.
Предположительно, часы Штрассера были заказаны Павлом I для Михайловского дворца, однако работа над проектом заняла у знаменитого механика и часовщика Иоганна Георга Штрассера около восьми лет, и была закончена только в 1801 году. После смерти императора о часах забыли, и мастеру, вложившему в них практически все свои средства, пришлось организовать лотерею, сделав часы главным призом. По стечению обстоятельств выигрышный билет оказался у жившей в Латвии вдовы пастора. В 1805 году она приехала в Петербург, где Александр I выкупил у нее часы за 20 000 рублей. По одной из версий он хотел подарить их китайскому императору. Однако делегация в Китае не была принята, часы окончательно вернулись в Зимний дворец, где в конце концов пришли в негодность. Механизм часов со временем изнашивался, но тайну его изготовления знали только сыновья и внуки Штрассера. Когда потомков мастера не осталось в живых, никто, даже самые знаменитые часовщики, не смогли починить часы. В середине XIX века они остановились.
В наше время к часам Штрассера прикоснулись реставраторы Эрмитажа. В 1995 году восстановили сам часовой механизм, с тех пор точное время на Больших часах Штрассера можно увидеть в одном из залов музея.
В часовой реставрационной лаборатории Эрмитажа сейчас восемь «механических пациентов»: мастера кропотливо восстанавливают старые музейные экспонаты. Среди них на почетном месте часы Штрассера, точнее их «начинка» — внутренний механизм и музыкальная часть со сложным органом. В этом полуразобранном состоянии нелегко понять, где какая деталь. «Сюда наматываются тросы, здесь крепятся огромные свинцовые гири  (их четыре, каждая по 200 килограммов), они приводят в движение механизм. В основном они качают мехи, которые занимают все пространство под столом», — говорит заведующий лабораторией научной реставрации часов и музыкальных механизмов Государственного Эрмитажа Михаил Гурьев.
Будем надеяться, что реставрация уникального памятника мировой технической мысли рубежа XVIII–XIX веков пройдет успешно и в установленные сроки.

Ким Линёв

Оставьте свой комментарий к статье
  • Регистрация
  • Авторизация

Создайте новый аккаунт

Быстрый вход через социальные сети

Войти в аккаунт

Быстрый вход через социальные сети