Австрия со всех сторон

Прекрасный голубой Дунай на Красной площади!

Просмотров: 58

Участие оркестра IV Венского императорского и королевского пехотного полка в международном военно-музыкальном фестивале «Спасская башня» – глазами участника и очевидца

Легендарный полк Тевтонского ордена впервые был освобожден от военной службы в 1696 году в Донауверт  (Бавария) и перераспределен не только в полк Тевтонского ордена и торжественный полк Тевтонского ордена, но и в пехотный полк № 4, который с тех пор является одним из четырех частных полков императорской семьи Габсбургов. По царскому указу 1781 года полк базируется в Вене. История оркестра и история полка всегда были тесно связаны. Оркестр был основан в 1741 году и вскоре стал любимым оркестром императора. За время существования оркестра многие известные музыканты входили в его состав, и он превратился в ведущий венский оркестр: Йозеф Хельмесбергер, Йозеф Байер, Роберт Штольц, Карл Михаэль Цирер — это лишь некоторые имена музыкантов. Под руководством Карла Михаэля Цирера оркестр выступал на Всемирной выставке в Чикаго в 1893 году.
Роспуск всех военных структур Дунайской Монархии после провозглашения Республики в ноябре 1918 года означал также конец военным оркестрам. Еще во времена Карла Рихтера Юлиус Герман основал Высший оркестр полка Тевтонского ордена на основе общественной организации. В результате появилось сразу два коллектива полка Тевтонского ордена: один под руководством Карла Рихтера в рамках Федеральной армии Первой Республики, а второй под руководством Юлиуса Германа на основе общественной организации. Конец Первой Республики также означал и конец славной истории оркестра полка Тевтонского ордена под руководством Карла Рихтера, и только Юлиус Герман продолжал свою деятельность со вторым оркестром полка Тевтонского ордена, завоевывая мировое признание. После смерти Юлиуса Германа в 1977 году оркестр распался, но в том же году под руководством одного из музыкантов Антона Яноша был основан новый коллектив, призванный продолжать и укреплять традиции  оркестра полка Тевтонского ордена в австрийской федеральной армии. Имя этого оркестра известно и по сей день как оркестр IV Венского императорского и королевского пехотного полка. В соответствии с духом времени и новыми веяниями в оркестре появились дамы. Оркестр исполняет в основном традиционную и военную музыку времен Австрийской империи, а также классическую венскую музыку. В составе оркестра IV Венского императорского и королевского пехотного полка есть свой певец — господин Михаэль Вагнер.
Военно-музыкальные фестивали пользуются большой популярностью в Австрии, в связи с этим оркестр часто выступает как на родине, так и за границей. С 2002 года оркестр IV Венского императорского и королевского пехотного полка возглавляет Фридрих Лентнер. На протяжении восьми лет оркестр во главе с Фридрихом Лентнером участвует в военном фестивале Internationale Musikparade в Германии, проходящем по всей стране. Последние выступления состоялись в феврале 2012 года в городах Киль и Ольденбург, а в ноябре — в Лейпциге и Берлине. В 2011 году оркестр принимал участие в Danish International Military Tattoo, а также дал множество концертов по всей Германии.
(По материалам домашней страницы международного военно-музыкального фестиваля «Спасская башня», с сокращениями)

Уже в рамках военно-музыкальных фестивалей Internationale Musikparade руководители и музыканты оркестра неоднократно встречали музыкантов военных оркестров Украины и России (в частности, Пермского губернского военного оркестра под управлением заслуженного деятеля культуры России, полковника Е. А. Тверетинова). Кроме того, в составе оркестра уже с 2002 играет трубач Эрих Андерль — основатель, художественный руководитель и главный дирижер Русского духового оркестра в Австрии, который в очередной раз выступил с концертом еще в мае 2012 года — в этот раз в нижнеавстрийском местечке Солленау. На этом концерте присутствовал не только проф. Лиза Шюллер, руководитель и главная ведущая курсов русского языка по австрийскому телевидению Russisch für alle («Русский язык для всех»), но и посол Российской Федерации в Австрии С. Ю. Нечаев. В концерте прозвучали шедевры русской и советской музыкальной культуры: произведения М. И. Глинки, П. И. Чайковского, Д. Д. Шостаковича и др. В концерте участвовали солисты Ольга Дейнека-Бостон (меццо-сопрано), Михаэль Вагнер (тенор) и Петер Рингхофер (кларнет). Оркестр выступил под управлением главного дирижера Эриха Андерля и молодого талантливого казанского дирижера Романа Семёнова. Публика в полном концертном зале наградила артистов бурными аплодисментами.
Есть несколько музыкантов-энтузиастов, играющих с удовольствием как старинную и традиционную военную музыку Австро-Венгерской монархии в оркестре IV Венского императорского и королевского пехотного полка, так и классическую и современную русскую музыку — в составе Русского духового оркестра в Австрии.
Все эти «составляющие» не в последнюю очередь способствовали тому, что именно оркестр IV Венского императорского и королевского пехотного полка обратил на себя внимание оргкомитета международного военно-музыкального фестиваля «Спасская башня». Первое приглашение правление оркестра получило еще в мае 2010 года, но тогда — с глубоким сожалением — пришлось отказаться от участия из-за множества уже ранее принятых на себя обязательств. Наконец мы с удовольствием и благодарностью приняли приглашение на участие в 2012 году в самом крупном и престижном военно-музыкальном фестивале мира. Организационная подготовка к этой поездке продолжалась почти два года, включая переписку, обмен информацией и документами, определение программы, оформление виз и авиабилетов, поиск спонсоров и т. д. Несмотря на помощь, материальную и финансовую поддержку властей Австрии и России, а также частных спонсоров, каждому из музыкантов пришлось взять часть расходов на дорогу на себя. Помимо того, каждый музыкант должен был отпрашиваться у своего работодателя, оформлять отпуск, ведь несмотря на историческое наследие и профессиональный уровень оркестра коллектив обладает любительским статусом и организован как общественно полезное объединение. Военнослужащие оркестров других стран — участников фестиваля (Германии, Греции, Китая, Италии, Казахстана, Польши, Сингапура, Франции) ездили в командировку, а австрийцы — «в отпуск». Пока многие австрийцы проводили летний отпуск на юге, музыканты-энтузиасты под руководством главного тамбурмажора города Вены Герберта Партля (Landesstabführer Herbert Partl) каждый вечер понедельника на просторном плацу венской военной казармы имени императрицы Марии Терезии по несколько часов прилежно репетировали программу своего дефиле. После репетиции — небольшой «ускоренный интенсивный курс русского языка» под руководством Эриха Андерля.
Тридцатого августа 2012 года — наконец-то — почетный президент объединения Пауль Штадлер, председатель правления и «командир» Франц Зигль, знаменосец Гюнтер Пуркер, капельмейстер и главный дирижер Фридрих Лентнер, две маркитантки и 46 оркестрантов встретились поздно вечером в венском аэропорту и ночным рейсом отправились в российскую столицу.
Москва встретила нас очень неприятной, влажной и удивительно холодной погодой. В аэропорту прошло знакомство с представителями организаторов фестиваля и с сопровождающими переводчицами. На автобусах отправились в гостиницу «Салют» (ЮЗАО), но из-за насыщенной программы было не до отдыха. Едва успели разместиться в номерах, тут же пришлось поехать в Александровский сад (церемония возложения венков) и на Красную площадь, а там — сплошные репетиции, во время которых познакомились с музыкальным руководителем фестиваля. Главный военный дирижер РФ генерал-лейтенантом В. М. Халилов, очень симпатичный человек, поразил всех нас блестящей дирижерской техникой.
В качестве раздевалки и «раздувалки» («место для разминки» в жаргоне духовиков) для всех иностранных музыкантов организаторы предусмотрели гардероб Исторического музея. Здесь переодевались и разыгрывались не только мы, но и наши коллеги из музыкального корпуса бундесвера (г. Берлин, Германия). В обеденное и вечернее время мы каждый день отправлялись строем в столовую ГУМа на обед или ужин. На Старой площади за Покровским собором стоял палаточный городок для участников фестиваля, причем организаторы каждому из коллективов выделили по две военные палатки для отдыха и подготовки к выступлению.
Вечером 31 августа состоялась пресс-конференция, на которую пригласили руководителей делегаций участвующих коллективов и, конечно же, представителей СМИ. Во время конференции выступили  руководители оргкомитета и представители крупных спонсоров и партнеров фестиваля. Художественный руководитель-постановщик Михаил Шемякин и музыкальный руководитель генерал-лейтенант В. М. Халилов представили журналистам художественный замысел шоу 2012 года, посвященного 200-летному юбилею Отечественной войны 1812 года и 100-летию марша «Прощание славянки» В. И. Агапкина.
После пресс-конференции последовала официальная генеральная репетиция для приглашенных почетных гостей и представителей СМИ. На Красной площади веял неприятный холодный ветер, а непосредственно перед выступлением австрийцев с неба падали снежинки! Между прочим, дефиле оркестра из Вены проходило по такой схеме: выход на Красную площадь и к трибунам для зрителей под музыку «Марша эрцгерцога Альбрехта» (Erzherzog Albrecht-Marsch; композитор: Карл Комцак) и мелодии «Вена остается Веной» (Wien bleibt Wien; композитор: Иоганн Шраммель) в ритме марша и вальса. Одновременно оркестр совершал несколько хореографических фигур. Затем музыканты исполняли главную тему вальса Иоганна Штрауса-сына «На прекрасном голубом Дунае» (An der schönen blauen Donau; опус 314) и при этом сами танцевали под эту музыку. После вальса — сюрприз и подарок для россиян и москвичей: певец Михаэль Вагнер и австрийские оркестранты пели «Прощание славянки» В. И. Агапкина на русском языке! Программу завершали «Марш Радецкого» Иоганна Штрауса-отца, марш IV Венского императорского и королевского пехотного полка (Deutschmeister-Regimentsmarsch; композитор: В. А. Юрек) и «О, ты моя Австрия» (O du mein Österreich; композитор: Ф. фон Зуппе). В. М. Халилов, российские музыканты, организаторы фестиваля, посетители и критики из СМИ похвалили не только высокий художественный уровень и мастерство исполнения, но и высоко оценили тот факт, что австрийцы предлагали вниманию зрителей не какой-нибудь суррогат международного музыкального шоу-бизнеса, а подлинную австрийскую военно-музыкальную традицию и, конечно же, мелодии старой Вены.
Начало и конец всего грандиозного шоу были посвящены 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года с Наполеоном. Все участвующие российские и иностранные музыканты спели старинную французскую солдатскую песню (разумеется, на французском языке), а затем прозвучали финал из «Увертюры 1812 года» П. И. Чайковского и марш  «Прощание славянки» В. И. Агапкина в исполнении сводного оркестра, сформированного из музыкантов всех участвующих оркестров. Каждое шоу завершал грандиозный фейерверк.
После генеральной репетиции все иностранные музыканты быстрым шагом отправились в Исторический музей («гардероб») и на автобусах в гостиницу.
На следующий день — ранний подъем! Первое и второе сентября — Дни города. Поэтому мы быстро позавтракали и в парадной форме с инструментами сели в автобусы и отправились на Тверскую улицу. Когда мы ехали по проспекту Вернадского в центр, вдоль дороги в глаза бросились огромные плакаты и афиши, рекламирующие фестиваль «Спасская башня», — в том числе с портретом австрийского капельмейстера Фридриха Лентнера. На Тверской улице автобусы остановились, и начался торжественный праздничный парад оркестров по Тверской… Последовало грандиозное и разнообразное гуляние по поводу Дня города. Праздник прошел на Красной площади. Музыканты, однако, мало что видели или слышали, сидя в палатках или стоя в ожидании выступления на Старой площади. Тем не менее было интересно и забавно общаться с коллегами из других стран. В заключение мероприятия около семи тысяч зрителей на трибунах (и миллионы людей у телевизоров) с восторгом наблюдали совместное выступление военных оркестров.
Вечером первого сентября состоялась официальная премьера, транслируемая по телевидению. По приблизительным подсчетам, около семи с половиной тысяч зрителей на трибунах (в том числе и президент Российской Федерации В. В. Путин, и множество официальных лиц России и зарубежных стран) и миллионы телезрителей получили удовольствие от выступлений зарубежных участников фестиваля: оркестра IV Венского императорского и королевского пехотного полка, Музыкального корпуса Бундесвера, оркестра Военно-воздушных сил Греции, оркестра Корпуса карабинеров Италии, полюбившихся российским зрителям оркестра и роты почетного караула Республиканской гвардии Казахстана, уникального китайского коллектива «Чансинский дракон из Лотоса», оркестра и роты почетного караула Войска Польского, экзотического Центрального оркестра Вооруженных сил Сингапура, оркестра танковой армии и кавалерии города Мец, оркестрантов из артиллерийской школы города Драгиньяна и музыкантов II Гусарского полка в парадной форме наполеоновской армии образца 1812 года, а также сводного оркестра волынщиков Евросоюза. Россию представили на фестивале Кавалерийский почетный эскорт, рота специального караула Президентского полка, Президентский оркестр Службы коменданта Московского Кремля ФСО России, Центральный военный оркестр Министерства обороны РФ, зажигательный оркестр суворовцев Московского военно-музыкального училища, певица Кристина Аглинц и многие другие коллективы. Кульминационным моментом вечера было, безусловно, выступление звезды французской эстрады: несравненная Мирей Матье исполнила гимн России и Марсельезу a capella.
Второе сентября — день концерта в парке культуры и отдыха «Таганский». В центре парка, недалеко от знаменитого театра на Таганке, между лугами, садами и деревьями с одной стороны находились здание детского сада и площадка с аттракционами для детей, а с другой стороны — сцена (то есть подиум в виде концертного павильона) и палатка с инфраструктурой для выступающих коллективов. В парке на скамейках и небольших трибунах перед сценой собирались москвичи, среди которых — много ветеранов Великой Отечественной войны, а также бабушки и дедушки с внуками.
Дирижер Фридрих Лентнер подготовил со своим коллективом разнообразную и традиционную программу в стиле австро-венгерской военно-музыкальной традиции с особым акцентом на отношениях великого Иоганна Штрауса с Россией. Певец Михаэль Вагнер поразил посетителей концерта своим очаровательным голосом и мелодиями из оперетт И. Штрауса и И. Кальмана. Солисты-барабанщики Христиан Рабанек и Доминик Хубер очень виртуозно исполнили бравурный марш «Старый барабанщик» Ю. Германа — со спонтанным активным «участием» московских мальчиков! Трубач Эрих Андерль (автор этих строк) вел программу на русском языке — рассказывал о композиторах и исполняемых произведениях, пытаясь дать зрителям представление о сути и стилистическом многообразии традиционной австрийской военной и венской народной музыки. Концерт завершился исполнением столетнего марша «Прощание славянки» В. И. Агапкина (с пением) и «Маршем Радецкого» Иоганна Штрауса-отца.
Несмотря на график выступлений и культурная, и туристическая программа, подготовленная российскими организаторами для иностранных музыкантов, была насыщенной и весьма интересной. Участникам фестиваля посчастливилось посмотреть даже места, отнюдь не доступные рядовым туристам: например, Грановитую палату и Теремной дворец Московского Кремля, и даже Большой Кремлевский дворец с парадной резиденцией президента Российской Федерации. Для всех участников было большой честью и радостью сниматься на память в Андреевском зале. Весьма познавательными были также выставка в Оружейной палате, посвященная войне с войсками Наполеона в 1812 году, и экскурсия по Центральному музею Вооруженных сил. Кроме того, венские музыканты смогли также ознакомиться с историей культуры и общества России, с наиболее известными произведениями изобразительного искусства России в Третьяковской галерее.
Тромбонист оркестра Йозеф Фольнгофер (Josef Vollnhofer) в сотрудничестве с австрийским бюро путешествий Jumbo Gruppe организовал также туристическую поездку по России (в Москву и Сергиев Посад) для восьмидесяти туристов — поклонников и частных спонсоров оркестра IV Венского императорского и королевского пехотного полка. В программе поездки в качестве кульминационного момента было предусмотрено посещение очередного представления фестиваля «Спасская башня», где австрийские туристы получили большое удовольствие от грандиозного спектакля и смогли также «налюбоваться» на «своих венских любимцев».
На десятый день наконец, после девятого выступления на Красной площади и удачного завершения фестиваля, все музыканты, уставшие от выступлений и простуженные от удивительно холодной погоды, но благодарные и счастливые вернулись домой.
Юбилейный международный военно-музыкальный фестиваль «Спасская башня» в сентябре 2012 года, бесспорно, является одним из наиболее важных и престижных событий как в четырехсотлетней хронике оркестра, так и в истории австро-российских культурных отношений.

Магистр Эрих Андерль

Оставьте свой комментарий к статье
  • Регистрация
  • Авторизация

Создайте новый аккаунт

Быстрый вход через социальные сети

Войти в аккаунт

Быстрый вход через социальные сети