Австрия со всех сторон

Арнольд Шёнберг – жизнь и творчество

Просмотров: 332
Арнольд Шёнберг – известный австрийский композитор, главный представитель и основатель одного из направлений современной “серьезной” музыки, отличающейся сложностью языка и диссонантностью звучания, – оно известно под названиями “атональной” или “12-тоновой” музыки (применяются также термины “додекафония” и “серийная техника”). Истоки музыки Шёнберга – в позднеромантическом искусстве Рихарда Вагнера, Антона Брукнера, Рихарда Штрауса и Густава Малера. Но есть и другие важные качества стиля Шёнберга, которые как раз противоположны романтической традиции: он предпочитал, во-первых, лаконичное изложение идеи, без излишних ее повторений, и ясную, насквозь прослушивающуюся фактуру. Во-вторых, Шёнберг обладал позитивным складом мышления, и потому даже наиболее романтические его сочинения (такие, как ранний секстет “Просветленная ночь”, Verklarte Nacht, ор. 4) отличаются логичностью развития и структурной четкостью. В-третьих, для полифонической техники Шёнберга характерны уверенность и виртуозность, сближающие его не с упомянутыми выше романтиками, а скорее с Иоганнесом Брамсом.
Принято выделять три периода (или стиля) Шёнберга. Сочинения первого периода (ор. 1–10, 12–14) демонстрируют постепенное усложнение языка, рост диссо-нантности, но в них все же присутствуют традиционная тональность и, до определенной степени, традиционная функциональная гармония. Начиная с фортепианных пьес ор. 11, композитор стремился избегать диатонических последований и применял как равные все двенадцать тонов хроматического звукоряда, т.е. не делал ни один из них тональным центром. Третий период начинается с ор. 23, где явно прослеживается тяготение композитора к четкой организации двенадцати тонов, составляющих октаву, в мелодическую последовательность, когда каждый тон употребляется не более одного раза. Такая последовательность называется “рядом”, или “серией”. Для каждой композиции обычно избирается один “ряд”, он может разрабатываться с помощью разного рода перемещений (транспозиций) и вариаций, но все сочинение обязательно выстраивается на основе заданного “ряда”.
Шёнберг был также замечательным педагогом, что способствовало широкому распространению его идей; он создал целую композиторскую школу (т.н. новую венскую школу), которая объединяла столь выдающихся музыкантов, как А. фон Веберн, А. Берг, Э. Кшенек, Э. Веллес и Г. Эйслер.

?13 сентября 1874 года в венском квартале Леопольдштадт в семье владельца обувного магазина родился Арнольд Франц Вальтер Шёнберг. Его мать, учительница по классу фортепиано, была родом из Праги. Кроме него в семье было еще 3 ребенка: сестры Адель (умерла в возрасте пяти месяцев от менингита) и Оттилия и брат Генрих.
В 6 лет он поступил в начальную школу, в 8 начал брать уроки игры на скрипке. Свои первые произведения для двух скрипок он сочинил в 9 лет и исполнял их вместе со своим кузеном. В 11 лет он уже писал марши и польки.
Отец Арнольда умер, когда мальчику было 15 лет. В 17 он бросил школу и начал работать в банке “Вернер и Ко.”
Позже он заметит в своей книге: “Все произведения, которые я написал до моего семнадцатилетия, были лишь подражанием той музыке, которая была мне доступна”.
В 1894 году Шёнберг стал членом любительского оркестра “Полигим-ния”. Руководителем коллектива являлся Александр Землинский, будущий шурин и творческий наставник композитора.
В 1898 году Шёнберг сменил вероисповедание: иудаизм на протестантство. В это же время он руководил мужским хором “Бетховен”, и у него появилась первая ученица – Вильма Вебер.
Влюбившись в сестру Землинского Матильду, в 1901 году он женится на ней. После свадьбы молодые некоторое время прожили в Вене, после чего переехали в Берлин, где Арнольд начал работать дирижером в Литературном кабаре. По предложению Рихарда Штрауса его пригласили читать лекции в берлинскую консерваторию Штерна. В скором времени, когда у Шёнбергов родилась дочь, семья возвратилась в Вену.
Период 1902 – 1906 годов был очень плодотворным для Шёнберга: он написал множество музыкальных произведений.
В 1903 году он начал преподавать в Шварцвальдской школе. В это же время он познакомился с Густавом Малером. Тогда же у него появились 2 новых ученика: Альбан Берг и Антон Веберн, в будущем известные композиторы.
В 1906 году в семье Шёнбергов появился еще один ребенок – сын Георг.
В 1907 году композитор серьезно заинтересовался живописью, появились его первые картины. На этой почве он познакомился с художником Рихардом Герштлем, который вскоре стал его другом, что не помешало жене Шёнберга Матильде оставить мужа и уйти к Герштлю. Этот период совпал с кардинальным изменением музыкального стиля Шёнберга – он полностью переосмыслил свое творчество. Матильда же через несколько месяцев вернулась к мужу и детям, а Рихард Герштль с отчаяния покончил жизнь самоубийством.
Это лето Шёнберг провел вместе с семьей, Александром Землинским и учениками в городке Штайнкирхен. Там он придумал нотную пишущую машинку, которую запатентовал в Вене.
В 1910 году композитор написал свою первую теоретическую работу “Учение о Гармонии”, и в этом же году прошла первая выставка его картин.
В 1911 году он познакомился со знаменитым русским художником Василием Кандинским и принял участие в выставке Объединения художников-экспрессионистов “Синий рыцарь” в Мюнхене. В это же время он снова начал читать лекции в берлинской консерватории Штерна, а по приглашению Землинского отправился в Прагу, чтобы дирижировать оркестром, исполняющим одно из его самых известных музыкальных произведений “Пеллеас и Мелизанда”, потом – в Санкт-Петербург, Лейпциг и Лондон.
Ученики и друзья (среди них и Кандинский), очень уважающие и любящие композитора-художника, издали в Мюнхене антологию “Арнольд Шёнберг”.
18 октября 1923 года скончалась жена Шёнберга Матильда, а на следующий год он вновь женился – на Гертруде Колишь, сестре одного из своих учеников. В этом же году он дал множество бесплатных концертов по случаю своего пятидесятилетия.
В августе 1925 года, после смерти Феруччо Бузони, Шёнберг занял его место в Берлинской музыкальной академии. Соответственно рабочему контракту, Шёнберг не только давал уроки композиции, но и принимал участие в заседаниях академического совета. У него появилось несколько новых учеников, среди них Альфред Келлер, Никос Сталкотас и Петер Штахт.
Лето этого года он провел на прекрасном австрийском озере Вёртерзее, где вновь встретился со своим старым другом Василием Кандинским. Живя в Берлине, Шёнберг много путешествовал: он бывал в Вене и в Каннах, давал концерты в Париже и Лондоне, концертировал в Швейцарии. Зиму он провел в Монте-Карло, после чего отправился в Голландию.
Когда Шёнберг возвратился в Берлин, он, как и другие евреи, подвергся гонениям со стороны национал-социалистов: его выгнали из Берлинской музыкальной академии, и вскоре он был вынужден покинуть этот город.
Шёнберга сначала пригласили преподавать в Университете Южной Калифорнии, потом – в Калифорнийс-ком университете Лос-Анджелеса. Кроме того он давал частные уроки, а также вел летние курсы. Там он познакомился с Гершвиным. Вскоре в Америку переехали старшая дочь Шёнберга Гертруда и Александр Землинский с женой.
В 1937 году у 63-летнего композитора родился еще один сын, Рональд, а еще через 4 года – сын Лауренс. Но возраст все же давал о себе знать: в 1946 году Шёнберг пережил инфаркт, что, правда: не деморализовало его, и он продолжал активно работать, читая лекции в университете Чикаго. Он стал членом Американской академии искусств и литературы. Вскоре его избрали почетным президентом Израильской музыкальной академии в Иерусалиме.
Всю жизнь Шёнберг испытывал суеверный страх перед числом “13”. И неспроста: он умер в Брентвуде (штат Калифорния) 13 июля 1951 года (19-5-1=13) в возрасте 76 лет (7+6=13), за тринадцать минут до полуночи (11:47; 1+1+4+7=13).
В наследство потомкам остались не только необычные и яркие музыкальные и художественные произведения Арнольда Шёнберга, но и его афоризмы:
“Если это искусство, значит, это не для всех; а если это для всех, значит, это не искусство”.
“Чтобы исполнить ваш виолончельный концерт, нужен шестипалый солист. Что ж, я могу подождать”.
“Моя музыка не является модерном, просто ее плохо играют”.
“Не придавай важности сегодняшним огорчениям – завтра у тебя будут новые”.
“Искусство должно быть холодным”.
“Кто-то должен был стать Шёнбергом, а так как других не нашлось, им пришлось стать мне”.
Материал подготовила
Даша Любинская

Оставьте свой комментарий к статье
  • Регистрация
  • Авторизация

Создайте новый аккаунт

Быстрый вход через социальные сети

Войти в аккаунт

Быстрый вход через социальные сети