Австрия со всех сторон

Былая слава Бергера

Просмотров: 39
Киноактер Хельмут Штайнбергер, в отличие от Арнольда Шварценегера, оставившего без изменений свою длинную фамилию, начав сниматься в кино, сократил свою до Бергера. Но это было потом…
Хельмут родился 29 мая 1944 года в Австрии, в небольшом курортном городке Бад-Ишль. Рос мальчик уже в столице австрийской федеральной земли Зальцбург, где учился в колледже монахов-францисканцев. Его семья занималась вполне прозаическим гостиничным бизнесом, и Хельмут, которого всегда манили легкость, красота и мода, не собирался продолжать дело отца – с детства он мечтал об актерской карьере, и мать поддерживала его в этом стремлении. Ну а отец, конечно же, считал это занятие несерьезным.
Когда юноша окончил колледж в Зальцбурге, ему было 18 лет. Он был полон надежд и отправился покорять мир, точнее, сначала – столицу Австрии. По прибытии в Вену он стал брать уроки сценического мастерства у педагогов местной Драматической школы и учить английский язык, пытаясь отделаться от австрийского акцента, – считал, что для успешной карьеры актера это может стать препятствием. Ну а потом начались путешествия по Европе: он жил в Швейцарии, Франции, Англии и, наконец, доехал до Италии. В итальянском городе Перудже он поступил в университет для иностранцев, где учил итальянский язык. На пути к актерской деятельности молодой красавец перепробовал немало профессий: снимался в рекламе для телевидения, был фотомоделью для модных глянцевых журналов и статистом в ряде итальянских картин. В 1964 году он дебютировал в эпизоде французского фильма Роже Вадима «Карусель». В том же году на одном из модных показов его увидел знаменитый итальянский кинорежиссер Лукино Висконти, человек нетрадиционной сексуальной ориентации. Его поразила красота Хельмута, и Висконти попытался приблизить его к себе: приглашал на вечеринки, посылал кучу подарков. Великий итальянец был на 38 лет старше манекенщика, однако это не помешало их сближению.
Спустя два года Бергер уже снимался у Висконти. Киноновелла «Ведьма, сожженная заживо» для альманаха «Ведьмы» стала для молодого актера пробным шаром. Благодаря своим внешним данным и артистизму Хельмут Бергер под руководством маститого режиссера достиг вершин актерского мастерства и по праву стал называться «актером Висконти». Режиссер открыл своему любимцу путь к большим ролям.
С выходом фильма «Гибель богов» имя Хельмута Бергера встало в один ряд с именем его великого друга. Обольстительное животное, белокурая бестия с порочным взглядом, журналы писали о нем: ТОн как будто был рожден для , для роли Мартина фон Эссенбека – негодяя, ублюдка, растлителя, выродка в его славном семействе сталелитейных промышленников, цветка зла, притом зла магического, магнетического, завораживающегоУ. Висконти, в свое время сам не устоявший перед этим соблазном, в ТГибели боговУ никому не дал устоять перед ним: ни невинной маленькой девочке, над которой Мартин надругался, ни правильному юноше-кузену, ни его безумной матери. Роль эксцентричного наследника немецких фабрикантов принесла Бергеру бешеный успех, который через несколько лет был закреплен благодаря роли баварского правителя Людвига II в фильме Висконти «Людвиг». Его перевоплощение в короля Баварии, человека с чистой, хоть и больной душой, мечтавшего построить государство красоты и гармонии, было удивительным.
Снимаясь у Висконти, Хельмут Бергер параллельно исполнял роли в фильмах других значительных мастеров мирового кино. Он работал не только в Италии с такими кинематографистами, как Витторио Де Сика и Флорестано Ванчини, но и в других странах. Бергер крепко держал высокий уровень актерской игры, заданный маэстро Висконти, и таким образом завоевал общественное признание как один из лучших актеров мирового кинематографа.
Роли получались удачными, может быть оттого, что смертельно больной Висконти из своей инвалидной коляски поддерживал своего любимца морально. Перед смертью он не расставался с фотографией Хельмута. «Семейный портрет» (1974 г.) стал последней совместной работой Бергера и Висконти и последней «звездной» ролью актера.
В 1976 году великий режиссер умер, и на этом закончилась блистательная кинокарьера Бергера. Актер тяжело переживал смерть старшего друга. «Трагедия моей жизни в том, что я овдовел в 32 года», – говорил он. В первую годовщину смерти Лукино Висконти Бергер даже пытался покончить жизнь самоубийством. Слава актера угасала: он как будто утратил художественные критерии и требовательность в выборе предлагаемых ролей. Холодный красавец арийской внешности, некогда работавший с лучшими кинорежиссерами мира, стал сниматься в низкопробных лентах и фактически пережил свой творческий закат. Его жизнь также пошла под откос: пьянство, бесчинства, загулы… В эти годы Бергер был одним из главных персонажей европейской светской хроники. Он вращался в мире богатых и знаменитых, порой доводя до обморока даже их, циничных и роскошествующих. Однажды во время морского круиза на корабле Аристотеля Онассиса он появился к обеду практически голым, вызвав гнев греческого миллионера, который распорядился выбросить за борт все десять чемоданов от «Louis Vuitton», принадлежащих возмутителю спокойствия. Бергер заказал у «Bulgari» шлем из золота и носил его. В своей автобиографии «Я» («Ich») актер описал свои сексуальные встречи. «Если хотя бы половина из того, что Бергер написал в своей книге, – правда, то через его постель прошли чуть ли не все мировые знаменитости», – писали критики. Бергер упомянул о своей близости с Роми Шнайдер и Лиз Тейлор, с Рудольфом Нуреевым и с Миком Джаггером. «Журналисты хотели жратвы, и я ее сервировал», – вспоминает он сейчас.
Бергер не раз пытался зажить «обычной» жизнью, но всегда безуспешно. В середине 90-х он даже женился на актрисе Франческе Гуидато. Этот скоропалительный брак сам актер называет несчастным случаем. По признаниям Бергера, у него есть сын – красивый парень и такой же безумец, как отец. Имя сына, по договоренности с его матерью, навсегда останется тайной.
В 80-е годы Бергер снимался в телесериале «Клан Денверов». В 1984 году рейтинг популярности актера немного повысился после выхода на телеэкраны американского телесериала «Династия», в котором актер исполнил одну из главных ролей. В 1990 году он попал в эпизод третьей части «Крестного отца». Но никогда больше Бергер не смог (или не захотел) появиться в прежнем амплуа. Его последней попыткой вернуться на экран стал немецкий детектив 1999 года «Руководители моей любви» по роману популярной писательницы Ингрид Нолль. Однако по сравнению с прежними ролями эта была неудачной.
Сейчас Бергер остепенился, его уже не интересуют светские тусовки, дискотеки и секс. Изысканный красавец превратился в потертого, одутловатого пожилого мужчину. Он живет в Зальцбурге с престарелой матерью, но мечтает перебраться в Рим, туда, где был счастлив в молодые годы.
Кирилл Погодин
Оставьте свой комментарий к статье
  • Регистрация
  • Авторизация

Создайте новый аккаунт

Быстрый вход через социальные сети

Войти в аккаунт

Быстрый вход через социальные сети